Версия для слабовидящих
Общая информация
Школьный музей

Целевая программа деятельности

школьного музея

«Дорога Подвига»

Целевая программа деятельности  школьного музея  «Дорога Подвига» Целевая программа деятельности  школьного музея  «Дорога Подвига» Целевая программа деятельности  школьного музея  «Дорога Подвига»

Экскурсия по музею

 
Концептуальный блок.

Обществу нужен не просто грамотный исполнитель, но человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, могущий принимать верные решения, стремящийся к совершенствованию. Насущным требованием становится утверждение в сознании учащихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание патриотизма, уважения к другим странам и народам причастности к общечеловеческим проблемам.

Для достижения этих целей должно быть четкое представление о фундаментальных основах и направлениях воспитания и обучения, исходных задачах современной государственной школы. Только при соблюдении этих требований возможно определить место и значение каждой дисциплины в формировании личности учащегося, установить содержание и структуры школьных программ и учебников по разным предметам, определить общую методологию воспитания и методики преподавания различных дисциплин.

Таким образом, концептуальные подходы к развитию образования должны способствовать формированию определенных качеств личности – человека образованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными эстетическими понятиями.

Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному, стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.

Осмысление этих требований к образованию, анализ пройденного школой пути и результатов учебно-воспитательного процесса, позволяют определить цель школы, выбрать правильное направление в ее развитии и установить стратегический и технологический (тактико-операционный) уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Цель школы обеспечение максимального овладения учащимися запасом необходимых каждому представлений, знаний, навыков, умений, и одновременно – воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно - практическую жизнедеятельность в современных условиях.

Эта цель определяет и структуру нашего образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»и, в частности, деятельности школьного музея.

В последние годы заметно снижение у детей интереса к истории вообще и Великой Отечественной войны в частности. Педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» успешно решает эту проблему через создание образовательной среды. И одним из центров, который направлен на краеведческую исследовательскую работу, является творческое объединение детей «Музейное дело», созданный к 65-летию Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне. Бесцен­но его значение в создании особого микро­климата в школе, доброго настроя в ду­шах учащихся. Созданная в 2006 – 2007 учебном году Музейная комната тесно сотрудничает со все­ми детскими творческими объединениями школы, под­держивает связь с Советом ветеранов войны и тру­да, с комитетом воинов – афганцев, с краеведческим музеем города, со школами города и района.

Главная цель деятельности музея школы – создание и развитие школьного музея «Дорога подвига» - как научно – исследовательской лаборатории учителей и учащихся, обеспечивающей максимальные возможности по формированию саморазвивающейся и саморегулирующейся личности в процессе возрождения культурных традиций государства Российского.

Задачи:

  1. Освоить и внедрять методы и приемы музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности;

  2. Формировать у учащихся научное мировоззрение и духовно – нравственные ценности на основе понятий «Человек», «Родина», «Труд», «Культура». 

Концептуальные основы деятельности школьного музея. 

Основой в школе должно быть воспитание, под которым коллектив понимает «целенаправленное управление процессом целостного развития личности» через создание благоприятных условий самореализации учащихся. Образование – основной путь этого развития, предоставляемый ребенку школой.

Суть воспитания – это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач, это совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных, новых, нестандартных видах деятельности, в общении, это организация жизни ребенка.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально – педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями учащихся. Структура и содержание программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».

Основные этапы и направления деятельности школьного музея.

Первый уровень. С учащимися младшего школьного возра­ста занятия рассчитаны на несколько лет. Они носят подготовитель­ный характер, подводя к последующему осознанию исторического значения пред­метов и явлений. Ведущий метод — игро­вой. Темы занятий цикла «Здравствуй, му­зей!» имеют одну задачу — помочь млад­шим школьникам ответить на вопрос: «В чем выражается память о людях и почему важно хранить эту память?». На занятиях воссоздаются исторические образы, собы­тия, явления, усваиваются доступные детям этого возраста понятия.

Работа с предметом на занятиях с млад­шими школьниками строится таким обра­зом, чтобы его основные достоинства и осо­бенности были подчеркнуты, и он воспри­нят как некая ценность, весточка из про­шлого. Например, при рассмотрении пред­метов Великой Отечественной войны детям предлагается отыскать в них спектр ценно­стей для современных людей, установить через них связь обыденного и духовного, подумать, откуда мог прийти этот экспонат.

Так, на занятии «Пишет солдат» фронтовое письмо или конверт приходит в сегодняшний день из пространства ДРУГОЙ ЖИЗНИ, из прошлого как свидетельство, знак человеческих действий. Почтовый конверт служит другому человеку символом любви, помощи, поддержки. К детям приходит осо­знание того, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было.

Образы исторических предметов и явле­ний в работе со школьниками просты, всегда конкретны. Они составляют необходи­мый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию историче­ского сознания. На данном уровне реализа­ции программы важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей собственного мира.

Второй урове­нь (средний школьный возраст) Направленность работы носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материала учебников. Это важ­но, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностя­ми эмоционального воздействия в нравст­венном воспитании. Для актива обязатель­ным является «погружение» в вопросы, свя­занные с музейной спецификой. Тематика занятий дает представле­ние о системе ценностей людей военного времени и дней мирного труда. Например, на занятиях «Урок трудных дней» и «Исповедь опаленной души» воспитанники проникают в мир пе­реживаний участников этих событий, в трудную обстановку, в которой находились люди, оторванные от привычной мирной жизни, и понимают, насколько важно чело­веку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной.

Третий уровень (старше­классники) Цель работы — пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к историческим образам, миро­воззрению человека, отношению человека к обществу, другим людям. Соответственно углубляется содержание изучаемого, услож­няются формы занятий. В основе занятий — диалог.

Сложившаяся система целенаправлен­ной работы Музея «Дорога подвига» помогает педагогическому коллективу школы в воспитании человека-гражданина, свидетеля и участника истории.

II. Комплексная программа «Память»

Пояснительная записка 

Необходимость данной программы вы­звана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей; привлекательными и пре­стижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляется непони­мание значимости культурно-историчес­ких памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непо­нимание ее закономерностей, преоблада­ние абстрактных, схематических представ­лений о прошлом, идет процесс углубле­ния противоречия между старшим и мо­лодым поколениями.

Программа призвана обеспечить ценно­стно – смысловую определенность системы нравственного воспитания.

В основе предлагаемой программы — опыт работы музея «Дорога подвига» с воспитанниками творческих объединений школы, а также с учащимися школ города и района на протяжении не­скольких лет.

Программа позволяет всем, кто работа­ет с детьми самого разного возраста, вклю­читься в контекст современных музейно-педагогических проблем, понять феномен «воспитательное пространство», сконстру­ировать и смоделировать воспитательное пространство личности, помогает предста­вить, как можно развернуть его (воспита­тельное пространство) за пределами про­фильных объединений, обогатить учащихся эмоциональным и нравственным опытом.

Апробирование программы «Память» покажет, что в школе есть условия для удовлетворения разнообразных запросов детей.

Ведущая идея программы «Память» — воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ори­ентации.

Музей неизбежно оказывается включен­ным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе социа­лизации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.

Музейный предмет и музейная среда об­ладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, поэтому программа «Память» осуществля­ется через деятельность школьного музея «Дорога подвига».

Исходя из вышесказанного, определяют­ся цели, задачи, организационно-педагоги­ческие основы программы:

Цели:

  • Социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.

  • Героико-патриотическое воспитание.

  • Воспитание чувства гражданского долга.

  • Расширение кругозора.

Задачи:

  • Формирование представления об истори­ческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

  • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

  • Формирование научных и профессиональных интересов.

 

Организационно-педагогические основы программы 

Программа сориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения и переживания социальных, нравственных ценностей, опыта эмоционально-чувственного восприятия мира. Программа предполагает интеграцию учебных курсов базисного плана и его вариативной части с внеклассной работой школы.

Программа включает следующее содержание:

  • изучение документальных, вещественных свидетельств (предметов, памятников) истории;

  • описание музейных памятников;

  • ознакомление на основе документальных материалов с цепью исторических событий, в частности, событий Великой Оте­чественной войны, военных действий в Афганистане и Чечне;

  • изучение характера этих событий и подвига выпускников школы;

  • расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, со­временный);

  • ознакомление с причинами историче­ских перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

Программа соотнесена с программами школы по истории, географии, краеведе­нию, ОБЖ, обществознанию, литературе, экономики. Ее реализация позволяет расширить круг общеобразовательных и специальных знаний, помогает формированию у детей научных интересов и профессиональных склонностей.

Возраст занимающихся: 7 – 18 лет.

Группы — одновозрастные и разновозра­стные из учащихся школы, а также специфические (актив музея, экскурсоводы, груп­па «Поиск», занимающиеся по учебным программам).

Группы формируются в количестве не более 20 – 30 человек. Занятия проходят:

  • для младших школьников (I-III кл.) 30-40 мин;

  • для среднего звена (V—VIII кл.) 1 час;

  • для старшеклассников (IX—XI кл.) 1 – 1,5 часа.

Занятия с группами переменного соста­ва проводятся педагогами профильных объединений, клас­сными руководителями, заместителем директо­ра по воспитательной работе школы по интересующей их тематике.

Присутствующие учите­ля, родители — обязательные участники занятия.

В процессе реализации программы заня­тия проводятся в три этапа:

  • подготовительный — до встречи уча­щихся в музее;

  • этап взаимодействия учащегося и пе­дагога;

  • этап педагогического контроля (кон­троль знаний, умений, навыков).

К выполнению программы привлекаются:

  • районный Совет вете­ранов;

  • научные сотрудники музеев города;

  • преподаватели Центра дополнительного образования;

  • архив Вязниковского района;

  • средства массовой информации. 

Тематические циклы:

I. «Здравствуй, музей»

Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению:

  • Фото героя.

  • События героической тематики.

  • Условия, в которых оказались люди.

  • Личные предметы участников Великой Отечественной войны и участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

  • Документы — свидетели жизни человека.

  • Одежда защитников Отечества.

  • Наградные документы.

Цель этого цикла — знакомство с отдель­ными музейными экспонатами, различны­ми предметными комплексами. Занятия носят подготовительный характер, ведут к последующему осознанию предметов и яв­лений в их историческом значении.

Примерные темы занятий:

  • «Здравствуй, музей».

  • «О чем рассказала реликвия».

  • «Моя семья — моя родословная».

  • «Идет война народная».

  • «Рассмотри, запомни, назови».

  • «Если бы я был участником войны»,

  • «Я музейный хранитель» и др.

Цель всех занятий данного цикла — от­ветить на вопросы: «Что такое музей?», «За­чем мы храним там предметы?», «В чем вы­ражается память о людях?», «Зачем хранить эту память?», воспитать у ребенка уважи­тельное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга.

Учащиеся усваивают понятия «про­шлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, получают понятия «экс­понат», «экспозиция», «экскурсовод», «му­зей» и т.п.

II. «За страницами школьных учебников»

Основное назначение занятий этого цик­ла — помочь учащимся в самоопреде­лении, побудить их к историческому само­образованию.

В содержании выделяются следующие блоки:

1. Источники знаний:

  • письменные источники;

  • устные источники.
  • Специальные исторические науки:
  • документалистика;
  • историография;
  • геральдика;
  • нумизматика и др.

Методика научного изучения музейных предметов (исследовательская, поиско­во – вобирательская деятельность), Военная азбука (ритуалы, атрибутика и пр.).

Данный цикл строится на основе изби­рательности интересов школьников, более углубленной проработки вопросов, связан­ных с музейной спецификой, направленных на развитие навыков поисковой, собира­тельской работы, изучение специальных исторических дисциплин.

Главный принцип организации занятий на данном этапе — принцип преемственно­сти, выражающийся в расширении и углуб­лении понятий и представлений, заложен­ных в цикле «Здравствуй, музей».

Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок-диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, состязание.

Каждая из форм имеет свое содержание, свой воспитательный смысл, определяемые общей системой.

Примерные темы занятий:

  • «Отзовись, фотография»,

  • «Исповедь опаленной души»,

  • «Рассказы об открытках»,

  • «Интересная наука униформология»,

  • «Военная азбука»,

  • « Урок трудных дней»,

  • «Чеканные листья истории» и др.

Итогом деятельности являются: краеведче­ский альбом, коллекционирование предметов музейного значения, реферат, беседы, подго­товка и проведение экскурсий по музею, элементарная исследовательская деятельность, экспедиции, полевые дневники, оказание конкретной помощи ветеранам и старикам, участие в составлении областной Книги памяти, приведение в порядок памятников во­инской славы, воинских захоронений.

На занятиях учащиеся самостоятельно анализируют исторические события, про­цессы, образ жизни и образ мыслей людей старшего поколения в связи с понятиями «патриотизм», «гражданский долг», «сыно­вья память», «преданность тем, кому ты обя­зан своим существованием».

III. «Я в современном мире»

Цель данного тематического цикла — разбудить историческое сознание, следуя логическому алгоритму: миросозерцание — мировосприятие — самосознание —

миро­воззрение.

Основные направления цикла:

  • Философское осмысление жизни.

  • Система ценностей и отношение к миру.

  • Жизненные принципы.

  • Человек в истории Отечества и собственной судьбе.

  • Духовная преемственность поколений.

На занятиях данного цикла преобладают общение, обмен мнениями, душевный, откровенный разговор, источниками которых являются произведение искусства, музейные экспонаты, живые свидетели исторических событий.

Основу занятий составляют вопросы уча­щихся и ведущего, что позволяет вскрывать противоречивые стороны явлений, разо­браться в вопросах мировоззренческого, идеологического характера. Создаются про­блемные ситуации: «Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?».

На занятия приглашаются люди старшего поколения (современники событий, представители искусства, краеведы, научные работ­ники) через призму взглядов, отношений ко­торых учащиеся подводятся к выводу, что до­рожить высшими ценностями человека — это долг. Вопросы, предлагаемые ребятам, позво­ляют оценить свои поступки, отношения с окружающими, осознать свои чувства, пере­живания, обнаружить противоречия в себе и задуматься над вопросом: «Кто я, какой я?».

Цикл предусматривает актуальные темы, напоминающие заголовки публицистичес­ких очерков, философских эссе или художе­ственных произведений. Сформулирован­ные таким образом они заставляют «рабо­тать» музейные экспозиции.

Примерные темы:

  • «Портрет на фоне...»,

  • «Исполняя свой долг...»,

  • «Я в современном мире...»,

  • «Экология культуры»,

  • «Совершенно секретно»,

  • «Акцент» и т.д.

Отсюда и формы занятий: диспут, дискус­сия, спор-час, публичная лекция, занятие-размышление, занятие-презентация, дело­вая и ролевая игра и др.

При подготовке занятий привлекаются педагоги объединений (или классные руководители), психологи, научные работники с целью проведения опроса, анкетирования, тестирования и консультаций.

Сквозным (связующим) звеном ком­плексной программы «Память» являются общие для всех творческих объединений школы ключевые дела, превращающие приобре­тенные учениками качества в устой­чивые потребности.

 

 

  • Операция «К нам пришел ветеран» (ко Дню защитника Отечества).

  • Праздник «Дети — ветеранам войны» (к 9 Мая).

  • День открытых дверей «В музей всей се­мьей».

  • Итоговая выставка в конце учебного года «О чем рассказал экспонат», «Мой подарок музею».

  • Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда.

  • Конкурс рисунков, посвященных 23 февраля и 9 Мая.

  • Рукописный журнал «Стояли за Отечество».

  • Экспедиция по местам боев наших зем­ляков.

  • Участие в Вахте памяти.

  • Участие в факельном шествии.

  • Легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Маяк».

  • Выставка фотостудии «Под мирным небом».

  • «Подарок солдату»

  • «Мир дому твоему»

  • Посвящение в кадеты.

  • Районный и областной конкурс лирико – патриотической песни.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: